Ленивый сотрудник

Светлана Морозова

Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать (Оскар Уайльд)

Качество под названием "лень" в нашей системе ценностей однозначно не приветствуется. Сплошь и рядом именно ее называют матерью всех пороков. А известный словарь Даля определяет это качество так: "Лень - неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству". Существует ироничное высказывание, что «Лень - это не врожденное чувство человека, а средство борьбы с неуемной, но бестолковой энергией начальника».

Однако, хуже всего, если ленив сам руководитель. Неважно будет ли это отдел, подразделение или предприятие в целом. Весь коллектив пропитывается подобной атмосферой. Здесь возникают излюбленные вопросы человечества «Кто виноват?» и «Что делать?». Попробуем разобраться по порядку:

Кто виноват? Социологические исследования показывают, что главной причиной безделья работников (по мнению самих работников!!) является отнюдь не леность, а банальное отсутствие работы (33,2%) и слишком скромная оплата труда (23,4%). Работники также жалуются, что их отвлекают коллеги (14,7%), а после работы не хватает времени на личные дела (12%).

Однако, как не крути, проблема чаще всего упирается в психологию. Вообще, начиная "бороться с ленью" (неважно, со своей или с чужой), необходимо определить, какова ее природа, т.е. разобраться, чем она вызвана.

Под видом лени, под ее внешней картиной и\или внутренним ощущением может скрываться ряд причин:

Отсутствие мотивации. Как правило, это следствие бессознательного сопротивления самого человека, который в глубине души вдруг начинает ощущать, что вроде как не совсем туда идет и не совсем то делает. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие - в частности, те, кому необходимо, чтобы он выполнял работу, которую ему делать не хочется.

Что касается лени на рабочем месте, так нередко подчиненным распоряжения начальника кажутся откровенно бесполезными или сотрудники совсем не заинтересованы в выполняемой работе (мол, все равно пойдет в корзину или за это явно не заплатят соответственно вложенному труду).

Защитная реакция организма. Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками", - по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик говорит себе: "Что-то я нынче разленился, это нехорошо". И постепенно начинает работать как минимум чувство вины в том, что он "лентяй". А некоторые особо волевые личности "борются с собой", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают (неудивительно), недовольство собой растет, что опять приводит к падению продуктивности и так далее.

Стиль деятельности. Некоторые сотрудники, получая задание, долго думают о том, как его лучше и быстрее сделать. У окружающих создается впечатление, что человек ленивый. И что самое плохое, человек под влиянием окружающих начинает думать, что он действительно лентяй, пытается себя переделать, но выходит только хуже. А на самом деле, когда наступает крайний срок этот человек успешно и рационально выполняет задание. 80% задания можно выполнить за 20% времени.

Лень тунеядца. Такая лень, выражающаяся в поговорке "Кто делать, горазд, наделает и на нас". Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая? Чаще всего она выражается в лености ума. Когда просто лень подумать - что, как и зачем будешь делать. В этом случае человек катится по жизни по инерции, даже если его образ жизни уже стал ему неприятен. Но чтобы его изменить, нужно этим озаботиться, - а думать ему лень.

Можно сменить работу на лучшую, - но это ж надо вести массу переговоров, размышлять, куда и когда позвонить, как о себе рассказать, а думать об этом лень. К тому же для высокооплачиваемой работы нужны новые навыки, а осваивать их - лень.

Что делать? По результатам все тех же исследований сами сотрудники по-своему решают эту «проблему». Самый популярный способ убить время — серфинг в Интернете: 44,7% респондентов признались, что именно так они отлынивают от работы чаще всего. На втором месте — общение с коллегами (23,4%), на третьем — решение собственных дел (6,8%).

Однако вряд ли такое решение устраивает руководителей предприятия. Поэтому, если заранее выяснены причины и поводы лени у работников, то логичным было бы предположить следующие возможные выходы из ситуации:

Организовать психологическую помощь непосредственно на предприятии.В данном случае можно «убить двух зайцев сразу»: помочь сотруднику решить свои проблемы, тем самым, вернув его в оптимальный ритм работы; исследовать и проанализировать ситуацию в целом на предприятии, своевременно устраняя ошибки

Мотивировать. Ни один человек не будет делать то, что ему неприятно, не нужно или невыгодно. Поэтому лучший способ повлиять на чью-то чужую "лень" - известная фраза из кинофильма "Мимино": "Ты мне сделай хорошо - я потом тебе сделаю так хорошо, что нам обоим будет хорошо!" Иными словами, даже если человек от вас, так или иначе зависим, разумнее его не заставлять, а именно мотивировать, вызывать заинтересованность в той или иной работе (причем не всегда и не только материальную). При этом, как правило, работа будет сделана не только в срок, но еще и более качественно. А если вам кажется, что вы и так его достаточно замотивировали, а он все равно ленится, - значит, мотивация либо недостаточна, либо для данной личности неактуальна.

Не запугивать. Если вы применяете так называемую мотивацию с помощью страха, имейте в виду, что это не всегда действенно, а порой может вызвать обратную реакцию. Если вы говорите подчиненному: "Сделай такой-то отчет к сроку, не сделаешь - уволю", вполне может оказаться, что вам так и придется поступить (даже если на самом деле этот сотрудник для вас очень ценен и вам не хотелось бы с ним расставаться).

И даже если подчиненный от вас не уйдет, вероятно, он будет искать социально приемлемые способы увернуться от вашего давления. Кстати, наиболее часто таким способом на сегодняшний день является… болезнь.

Покажите пример. Лень — очень заразная штука. Если человек попадает в коллектив, где все ленятся, (в том числе и руководитель) то высока вероятность, что он скоро обленитесь. Не позволяйте распространяться лени на весь коллектив.

Если бы можно было зарабатывать деньги, жениться, делать карьеру, творить, воспитывать детей и т.д., не отрываясь от дивана, не исключено, что значительный процент граждан вел бы именно такое незамысловатое существование. Но прогресс пока до этого не дошел, поэтому гражданин, кряхтя, отрывает себя от дивана и включает вторую свою ипостась - "человека активного".

Анекдот на тему:

Начальник: - Молодой человек, мне кажется, что Вы принимаетесь за работу только тогда, когда я на Вас внимание обращаю. Да бросьте же Вы, наконец, драить полы, Вы вообще-то у нас программистом устроены.