Им необходима правовая защита. С таким обращением учителя обратились в Государственную думу. Они просят депутатов принять закон, который четко определит полномочия школьных психологов. Любая работа этих специалистов с учащимися должна проводиться только с письменного согласия родителей, считают специалисты. Единых стандартов деятельности школьных психологов не существует, поэтому следить за их работой практически невозможно. Известны случаи, когда школьные психологи занимались с детьми медитацией и испытывали на них гипноз. Рассказывает Наталья Алабушева: «Правозащитники и родители обратились к депутатам после громкой истории в одной из московских школ. Вместо уроков проводилась релаксация: в классе зажигались ароматические свечи, а педагог рассказывал о том, как некий волшебник создавал планеты из пыли и газа. После этого некоторые дети впадали в транс, у многих случались истерики. В школе заявляют, что это обычных эксперимент по внедрению новых образовательных методик, и руководят им специалисты из Российской академии естественных наук. На одном из сургутских Интернет-форумов родители жалуются на то, что психологи заставляют учеников доносить друг на друга и брать на себя вину за чужие проделки. А в Екатеринбурге курс гештальт-терапии вызвал у 5-летнего мальчика психическое расстройство. Как оказалось, его врач работал в детском учреждении, которое не имело лицензии на осуществление медицинской деятельности».
Сегодня школы определяют обязанности психолога самостоятельно, руководствуясь лишь методичками федерального агентства по образованию. Между тем, часто психологи работают по своим программам, не обращая внимания на рекомендации. Директор 47 екатеринбургской гимназии Елены Крюкова на стороне своих коллег: на посещение ребенком кабинета психолога, родители должны давать согласие. Но при этом и принимать участие в решение проблем: «Мы информируем родителей, что начинается такая-то диагностика, просим выразить письменно своё согласие или несогласие. Ну, например, ребятки пришли в первый класс, они проходят диагностику по адаптации к первому классу, смотрят тревожность, насколько детки приняты или не приняты в классе. Есть группа детей, которым будет интересна программа по развитию внимания, памяти. Есть психологи, которые работают по сопровождению экспериментальной деятельности. В нашей гимназии введена десятибалльная система обучения. Введя любой эксперимент, мы обязаны регулярно вести диагностику реакции детей, чтобы не навредить. Самая главная задача: после диагностики составляются индивидуальные карты развития детей, у кого есть проблемы, консультируются педагоги в помощь ребёнку и консультируются родители, иначе проблема не будет решена».
Кстати, работа школьного психолога в Екатеринбурге оплачивается не из бюджета, а из фонда учебного заведения. А, как известно, хороший специалист стоит дорого. Поэтому в целях экономии директорам приходится нанимать не самых лучших психологов. Это в интервью нашей радиостанции признал руководитель лаборатории сопровождения инновационных образовательных программ при Министерстве образования области Александр Лобок. Впрочем, он считает, что денежная помощь государства, не решит проблему низкой квалификации школьных психологов: «Это проблема сумасшедшего образования, которую мы стали моделировать в 90е годы, когда у нас появилась совершенно замечательная идея: нужны ли школе психологи? Да, конечно, нужны! Как организовать девятимесячные курсы. Извините, пожалуйста, но это за пределами разумного, потому что подготовка профессионального, качественного психолога занимает минимум 7 лет, из которых года 3 практика. Ставки вводятся, а где брать профессионала? Каждый директор школы на свой страх и риск ищет среди как бы дипломированных специалистов. Это можно делать только на ощупь. А всякие чиновнические контроли только добавляют нервотрёпку, резко усложняет жизнь и директору, и психологу. И толку это никакого не даёт».
Добавлю, что руководителю детского центра, в котором пострадал 5-летний екатеринбуржец, был выписан штраф. Более серьезного наказания психологи центра не понесли.
Источник: Эхо Москвы